Translate Blog

пятница, 31 июля 2015 г.

Переплыть Босфор и не умереть

Наверное, время от времени каждый задается вопросом о том, где взять мотивацию и силу воли для реализации своих целей. Можно почитать об этом в пособии очередного «гуру» – а можно поучиться у коллег, которые работают с нами рядом. Год назад героиня нашей статьи – Елена Рязанова, заместитель генерального директора «Открытие Брокер» по правовым вопросам – подумала о том, не заняться ли ей бегом. А в конце прошлой недели, 26 июля, девушка с успехом финишировала в ежегодном межконтинентальном заплыве через пролив Босфор. Елена рассказала Financial One о том, почему решила заняться спортом, и как ей удалось достичь таких результатов за столь короткий срок. 

«В некотором плане это был вызов самой себе, – начала Елена. – Раньше я занималась спортом время от времени – как все, наверное: занималась – бросала, занималась – бросала. Не было в этом регулярности. И в какой-то момент я поймала себя на мысли, что мне просто спорт ради спорта неинтересен. Мне нужно поставить перед собой цель, причем цель очень амбициозную, которая давала бы сильную мотивацию». 

Первой такой целью для девушки стал полумарафон в Божоле (Франция), состоявшийся 22 ноября 2014 года. Как говорит сама Елена, к подготовке она подошла «с научной точки зрения»: записалась в беговую школу, учеников которой в течение семи недель обучали технике бега и готовили к преодолению дистанции. Когда первая вершина была покорена, захотелось большего. Следующей ступенькой, которую предстоит преодолеть нашей героине, станет Московский марафон 20 сентября 2015 года. 

Однако времени до него оставалось еще много, поэтому девушка захотела попробовать что-нибудь еще. «Года два назад я впервые услышала о заплыве через пролив Босфор от своей коллеги, которая первой из «Открытия» приняла в нем участие. И я загорелась этой идеей… Но когда ты далека от спорта, то не знаешь, куда идти, как регистрироваться, где искать тренера. А вот когда у тебя уже есть спортивный опыт – ты понимаешь, что нужно делать. И я зарегистрировалась», – сказала Елена.


Как русские прорывались к Босфору
По словам нашей героини, с первым серьезным испытанием ей пришлось столкнуться уже в процессе регистрации на событие. Ежегодно в заплыве могут принять участие не более двух тысяч человек, причем для стран установлены квоты: для России – максимум 200 человек. «Все говорили, что в прошлом году квота закончилась через 20 минут после открытия регистрации. Поэтому в день регистрации – 12 января 2015 года – мы с первых минут штурмовали сайт», – вспоминает Елена. 
Когда квота вышла, наиболее активные россияне стали регистрироваться от Беларуси, Украины и Казахстана. А уже через три минуты портал завис от наплыва желающих. «От «Открытия» должна была ехать довольно большая команда, но, к сожалению, не все смогли зарегистрироваться. – говорит сотрудница «Открытие Брокер». – Поэтому, когда ты понял, что преодолел первый сложный этап и зарегистрировался, что ты один из двухсот счастливцев от России, которым удалось это сделать – ты понимаешь, что должен идти до конца».

«Техники у тебя нет никакой»
«Честно говоря, сейчас я понимаю, что, когда на этаком драйве и позитиве регистрировалась, я не осознавала, насколько серьезна та цель, которую я перед собой поставила. – признается Елена. – Прежде всего, я не понимала, какое расстояние предстоит проплыть (протяженность дистанции составляет 6,5 км – прим. ред.). Мне казалось, что переплыть Босфор – это «от берега к берегу», перпендикулярно, грубо говоря. Ну, километр, ну два – максимум». 

Технику плавания, как и технику бега, девушке пришлось осваивать с нуля. «Знаешь… Ты, конечно, плывешь, на воде держишься, но техники у тебя нет никакой», – сообщил ей тренер на первом занятии в бассейне. «В детстве в бассейне нам ставили спринтерскую технику – учили проплывать короткие дистанции в 50 и 100 метров брассом и кролем. Но техника плавания по открытой воде на длинную дистанцию – кардинально другая», – говорит сотрудница «Открытия». «Она отличается, прежде всего, интенсивностью: на длинных дистанциях ты должен экономить силы – делать два-три удара ногами и максимально длинный гребок, чтобы как можно дальше скользнуть по воде», – добавляет она. 

…Мотивация начала теряться месяца через три после начала тренировок, вспоминает наша героиня. «Каждое утро ты встаешь, куда-то едешь, погружаешься в ледяную воду. Сначала это ледяная вода в бассейне, пахнущая хлоркой. Потом открытые московские водоемы — это отдельная история. Мы занимались в Крылатском, около велотрека. Там небольшой прудик, и в нем очень много водорослей. Плывешь, ноги и руки запутываются в водорослях… Смотрели «Гарри Поттер и кубок огня», где на одном из этапов участники ныряют в озеро? Вот примерно то же самое, оживший фильм ужасов», – поделилась Елена. 

«У меня есть специфическая особенность — слабые руки. – продолжает девушка. – Поэтому я очень много занималась с тренером на суше укреплением пресса, рук и спины. А также были занятия на выносливость. Последний месяц мы занимались примерно так: приезжали в Строгино, я бежала километров пять, потом плыла километра полтора и затем в легком темпе бежала обратно до машины километра два-три. А затем вечером около часа работала в бассейне над техникой». 

«Снится, что вижу финиш – и не приближаюсь к нему ни на сантиметр» 
Как говорит сотрудница «Открытия», отдельным испытанием стала длительность подготовки – за полгода не сорваться и не бросить затею оказалось необычайно сложно. «Когда я занималась бегом, на подготовку к полумарафону нам дали семь недель. Я не раз задумывалась, почему так мало? Этого едва хватит на то, чтобы слегка схватить технику. – делится Елена. – Теперь я понимаю, почему. Потому что за этот срок ты успеваешь схватить технику, почувствовать кайф и адреналин от первых успехов – и при этом не успеваешь ощутить панику». 

«Конечно, по мере приближения даты старта, напряжение и паника нарастали. – вспоминает девушка. – Больше всего я боялась не доплыть. Причем не из-за длинной дистанции, а потому, что не хватит сил на финише выгрести против течения. Боялась, что меня выловят около моста и с позором на лодке провезут к финишу». Она призналась, что в последние три недели перед стартом ее начали мучить сновидения. «Снится, что я плыву, плыву, плыву, вижу финиш, вижу развевающиеся по воздуху шары… и не приближаюсь к этому финишу ни на сантиметр».
На этом этапе очень важной оказалась поддержка тренера и друзей, которые также участвовали в заплыве. «Мы вместе готовились, постоянно друг друга поддерживали, переписывались. Если кто-то падал духом — говорили, мол, ничего страшного — ну не в этом году, так в следующем, еще раз зарегистрируемся, еще лучше проплывем! Это, конечно, очень сильно помогало. Нас от «Открытия» плыло четыре человека, плюс коллеги из Сбербанка и других финансовых организаций», — рассказывает Елена.

На дистанции 
Участники соревнования стартовали с азиатской части пролива. «Был один очень трогательный момент... Первыми стартовали инвалиды. Когда ты видишь, как люди без руки, без ноги, с церебральным параличом, отважно подходят к берегу, отбрасывают свои костыли и ныряют в воды Босфора – понимаешь, что уж ты-то теперь не вправе отступить назад», – вспоминает Елена. 

По словам сотрудницы «Открытия», проблема с Босфором состоит не столько в том, что дистанция длинная, сколько в том, что она тактическая: важно правильно выбрать траекторию движения. «У берегов течение в обратную сторону, первые 50 метров ты вынужден его преодолевать. Твоя задача – как можно быстрее оказаться на середине Босфора и лечь на течение, которое понесет тебя к финишу. В разные годы оно бывает разной силы – в среднем от 3 до 5 км/час. А у финиша необходимо вовремя из него выйти. Если не успеешь вовремя свернуть к берегу – снесет к мосту, где тебя выловят и дисквалифицируют. Когда достигаешь противоположного берега – вновь борешься со встречным течением», — поясняет девушка.

Однако в этом году участников заплыва ждал «приятный» сюрприз: впервые за годы проведения соревнования течения на Босфоре не было вообще. И участникам, которые в расчете на помощь воды готовились проплыть дистанцию протяженностью 3-3,5 км, пришлось «честно» проплыть все 6,5 км пролива. 

«Самый быстрый участник преодолевал дистанцию в среднем за 45-50 минут. Поэтому я рассчитывала справиться где-то за 1 час 15 минут. Договорилась с моей группой поддержки, что к 11 часам они будут ждать меня у финиша. Они пришли – а на горизонте никого, ни одной шапочки! Через час стали приплывать первые спортсмены и с ужасом рассказывать, что течения нет вообще. Тогда организаторы решили продлить максимальное время заплыва до трех часов, и перекрыли Босфор еще на час», – вспоминает Елена. Мой тренер мне говорил: «Что вы так настраиваетесь – это же fun swim!». Но, судя по лицам прибывающих спортсменов, никакой это был не «fun»! Последние 300-400 метров перед трибунами участники переворачивались на спину, плыли брассом и чуть ли не по-собачьи, пытаясь хоть как-то выгрести против течения». 

«Кажется, мне теперь все по плечу» 
«Когда мы выплыли на самую широкую часть Босфора, парень, плывший слева от меня, резко развернулся и поплыл мне наперерез: девушка справа от меня начала тонуть. А ведь я знала, что она прекрасно плавает. Оказалось, это был приступ паники в открытой воде», – рассказывает сотрудница «Открытия». «Это очень страшно – понимать, что ты борешься со стихией. В беге ты борешься только с самим собой, тебе просто нужно найти в себе силы идти до конца. А после Босфора я поняла: мне, кажется, уже все по плечу», – добавляет она. 
Напоследок мы спросили Елену, что ей лично дало участие в заплыве. «Во-первых, я стала сильнее — как физически, так и морально. – ответила девушка. – Стала увереннее в себе. А еще… Раньше мне казалось, что работа занимает так много времени, что больше его ни на что не остается. Где же тут найти время на тренировки? А ты находишь. И час, и два, и четыре — столько, сколько нужно». 

«Кроме того, за этот год я познакомилась с огромным количеством интересных людей, вышла за пределы финансового круга. – добавила Елена. – И посмотрела другими глазами на своих друзей. Они раскрылись для меня неожиданным образом, наша дружба стала крепче. Теперь мы самая настоящая спортивная семья».  

В материале использованы фото с сайта bogazici.olimpiyat.org.tr и личного архива Елены. 
Татьяна Ломская
Fomag.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.